По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Реставрация

Распечатать

Необходимость реставрации собора

К 2011 г., несмотря на активные процессы возрождения церковной жизни, проходившие с конца 1980-х гг. на территории Российской Федерации, многие храмы, в том числе относящиеся к категории памятников архитектуры, оставалась в плачевном состоянии. Ярким примером такого положения являлся Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. На протяжении 160 лет существования в соборе ни разу не проводились полноценные реставрационные работы. Неоднократные попытки привести помещение храма в порядок после разрушительных воздействий периода закрытия 1935-1942 г. носили скорее характер локальных ремонтных работ, целью которых было приспособление пространства собора для совершения богослужений. Такими же локальными работами, нарушившими вид интерьера, были проведение электрического освещения и отопления. Даже попытки обновления пострадавшей монументальной живописи в послевоенный период стали причиной утраты или искажения многих росписей. 001.jpg В результате к 2011 г. и экстерьер и интерьер собора находились в плачевном состоянии. Неудовлетворительное состояние кафедрального собора, который всегда рассматривался как сердце Ростова-на-Дону и центр духовной жизни обширной епархии, стало предметом особой заботы митрополита Меркурия (Иванова), назначенного на Ростовскую кафедру 29 июля 2011 г.

Первыми людьми, с которыми митрополит поделился своими мыслями о том, что кафедральный собор нуждается в реставрации, были духовенство Ростова-на-Дону и сотрудники собора, ответственные за выполнение незначительных ремонтных работ в храме и на соборном подворье. 21 октября 2011 г. состоялось первое заседание, посвященное реставрации собора. Был начат поиск помощников, которые могли бы взять на себя ответственность за организацию и проведение реставрации и подготовку комплекса необходимых документов, связанных с получением разрешений на проведение работ.

Важнейшим событием для реставрации собора стало учреждение Архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии. За период с 2012 по 2019 г. членами комиссии было проведено 81 заседание, посвященное реставрации собора.

Событие, окончательно решившее возможность проведения масштабной реставрации собора Рождества Пресвятой Богородицы, состоялось 23 октября 2012 г. В этот день в соборе прошло расширенное заседание Попечительского совета, на котором присутствовали глава Донской митрополии митрополит Меркурий, губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев, представители областной и городской администраций, бизнес сообществ, благочинные благочиннических округов Ростова-на-Дону и многочисленные журналисты.

Начало реставрации

Летом 2012 г. началась подготовка к проведению первого этапа реставрационных работ. Поскольку масштабная реставрация не могла осуществиться без финансовой поддержки благотворителей и крупных бизнес-сообществ региона, был поставлен вопрос об учреждении Попечительского совета. Немаловажной задачей стал выбор строительной компании, которая могла бы проводить реставрационные работы, в том числе приглашать для выполнения специальных работ, например реставрации настенной живописи, установки климатической и акустической систем и т.д., организации, специализирующиеся по этим направлениям. Чтобы иметь представления о проблемах, которые нужно будет решать реставраторам, в 2012 г. начались обследования собора, выполняемые специальными организациями. В то же время было положено начало длительному и трудоемкому процессу создания проектов. Чтобы не прерывать богослужебную жизнь храма, вокруг колокольни началось сооружение специального временного помещения, в котором на протяжении последующих шести лет реставрации совершались уставные богослужения.

В целом, подготовительный этап реставрационных работ длился более года.

Реставрация экстерьера

Работы по реставрации экстерьера начались с укрепления несущих конструкций собора, находившихся в крайне неудовлетворительном состоянии: было выявлено множество трещин в арках подхоровых пространств, подпружных арках и стенах, катастрофическая коррозия кирпича в стенах западного притвора. Кроме того, был укреплен грунт, на котором стоит здание собора. Вокруг храма было пробурено 6000 скважин, в которые под давлением нагнетался цементно-песчаный раствор, который позволил закрепить массив и остановить движение грунтов и появление просадок и новых трещин в конструкциях собора.

002.jpg

Одновременно шел процесс воссоздания исторического вида окон на основании фотографий начала XX века. Окна с двухкамерными энергосберегающими стеклопакетами были изготовлены из лиственницы - дерева, отличающегося особой устойчивостью к атмосферным явлениям. Кроме того, в открывающихся окнах главного барабана и западного притвора были поставлены автоматизированные форточки, предназначенные для вентиляции и циркуляции воздуха. Были отреставрированы и приобрели свой первозданный вид чудом сохранившиеся с середины XIX в. решетки, защищающие окна первого яруса храма.

003.jpg

После обследования состояния куполов было решено создавать их заново ввиду неудовлетворительного состояния деревянных конструкций, утраты значительной части позолоты и деформации покрытия. Детали для нового металлического каркаса куполов, а также покрытие из нитрид-титановых пластин изготавливались на заводе в г. Трехгорный Челябинской области фирмой ООО “Морион”. Там же были изготовлены и кресты собора, которым был возвращен исторический внешний вид, задуманный архитекторами К.А. Тоном и А.С. Кутеповым. Новые купола и кресты были торжественно освящены митрополитом Меркурием 22 марта 2014 г. на площади перед собором Рождества Пресвятой Богородицы.

Одним из самых проблемных мест собора в послевоенный период стала кровля - она пропускала влагу, что крайне негативно отразилось на росписях и интерьере собора. Несмотря на все попытки ремонта, полностью решить эту проблему так и не удалось. Была проведена полная замена всей обрешетки и большей части стропильной системы с их обработкой огнебиозащитным веществом. Была уложена фальцевая кровля, а также целиком заменена вся водосточная система.

004.jpg

Последним и важнейшим компонентом реставрации экстерьера собора был его фасад, потребовавший невероятно трудоемких и долгосрочных работ. Было принято решение о полном демонтаже всего штукатурного слоя до кирпича. Стены штукатурились известково-цементным раствором, в состав которого входил волжский мелкий песок, цемент, вода, известь, фибра. Цоколь собора был облицован гранитным камнем.

После завершения реставрации экстерьера собор предстал перед глазами ростовчан во всем величии, утраченном еще в начале ХХ в.


Реставрация интерьера

005.jpg

Исторические события внесли значительные коррективы в состояние интерьера собора. После окончания Великой Отечественной войны православным ростовчанам храм был возвращен в полуразрушенном состоянии, а интерьер пришлось по крупицам восстанавливать долгие годы - заново создавать иконостас, периодически предпринимать попытки поновления и частичной реставрации настенной живописи, несмотря на которые к 2011 году росписи собора требовали безотлагательных реставрационных работ, которые точнее было бы квалифицировать как спасательные. Научно-проектная документация по реставрации, воссозданию росписи кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы составила 12 объемных томов.

До реставрации монументальной живописи был полностью демонтирован штукатурный слой, проведено инъектирование стен, а затем осуществлены штукатурные работы: воссозданы карнизы, тяги и капители, проведены грунтование стен, заделка штроб, набивка сетки, нанесен основной штукатурный слой.

Пока продолжались эти работы, митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием было принято решение о приглашении для выполнения реставрации настенной живописи специалистов Объединения художественно-реставрационных мастерских “Византия” (г. Нижний Новгород). Критическое состояние живописи обусловило проведение полного цикла реставрационных операций: проводились работы по укреплению штукатурного слоя, укреплению красочного слоя, подведению левкаса, удалению покрывного слоя лака, тонировке живописи в пределах утраченных фрагментов, созданию прорисей. Помимо реставрации монументальной живописи перед художниками-реставраторами была поставлена задача создания на стенах собора новых изображений. После проведения ряда совещаний и необходимых согласований было принято решение о написании икон новомучеников Донской земли, канонизированных в начале XXI в., - сщмч. Николая Попова и сщмч. Константина Верецкого.

006.jpg

Весьма трудоемким было воссоздание цветового решения стен и альфрейной росписи кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Из-за нанесенных многочисленных слоев краски определение того, каким колером были покрыты стены, вызвало немалые трудности. Только анализ данных зондажа показал, что изначально цвет стен собора был решен в охристо-кофейных тонах или, как определили художники реставраторы, первоначальным цветом стен собора был светло-песочный, который и был возвращен в процессе реставрационных работ. Неожиданной стала находка данных о том, что при нанесении альфрейной росписи была использована легчайшая позолота, которая создавала в интерьере эффект сияния. Этот эффект также был воссоздан в восстановленной росписи. Процесс реставрации монументальной живописи был непростым и трудоемким. Объем работ составил более 8000 кв. м и был выполнен за полтора года.

Также встал вопрос о создании нового престола, являющегося важнейшей составляющей алтаря, и состоянии ризницы собора - особого помещения, в котором хранятся не только богослужебные одежды, но и памятные дары, которые представляют собой историческую ценность и используются в богослужениях в особых случаях.

Поскольку формирование утвари алтаря требовало особого внимания, указом митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия древлехранителю Ростовской-на-Дону епархии штатному клирику Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы иеромонаху Гавриилу (Звягинцеву) (после совершения монашеского пострига 26 апреля 2019 г. - Маврикию) была поручена подготовка внутреннего убранства реставрируемого собора.

007.jpg

Важнейшей составляющей храмового интерьера является иконостас. Об иконостасе собора, созданном в 1860-х гг., его внешнем виде и архитектуре сведения не сохранились ни в центральных, ни в региональных архивах. Также до сегодняшнего дня остаются неизвестными обстоятельства его гибели. После Великой Отечественной войны в открытом в 1942 г. соборе в качестве иконостаса использовалась одноярусная алтарная перегородка. Второй иконостас был создан по инициативе митрополита Вениамина (Федченкова) в 1950-е гг. Понимая ростовский собор, согласно любимой ростовчанами легенде, как уменьшенную копию храма Христа Спасителя, построенного также по проекту К.А. Тона, и желая запечатлеть память о разрушенном храме, он предложил возвести иконостас по сохранившимся чертежам храма Христа Спасителя. Автором проекта стал знаменитый ростовский архитектор Л.Ф. Эберг. К 2011 г. состояние соборного иконостаса, служившего на протяжении 60 лет, по причине его ветхости перестало соответствовать статусу кафедрального собора, а масштабную реставрацию он не мог выдержать в силу изношенности конструкций. Совместным решением митрополита Меркурия и членов Архитектурно-искусствоведческой комиссии, согласованным с министерством культуры Ростовской области, иконостас собора, изготовленный в 1950-х гг., был разобран. В 2017 г. к проектированию иконостаса были привлечены специалисты многопрофильного предприятия - художественно-реставрационных мастерских “Зодчие” (Нижний Новгород). Перед специалистами была поставлена задача проектирования и создания не только иконостаса, но и всего интерьера: икон для иконостаса, киотов, храмовых образов, хоругвей, подсвечников, лампад, утвари и др. В трудоемком процессе создания иконостаса и икон с января 2017 по октябрь 2019 г. было задействовано более 100 человек.

008.jpg

Реставрация Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы неизбежно поставила вопрос о его обеспечении теплом, кондиционированием, связью, охраной и др. Перед реставраторами была поставлена задача решить эту проблему, никоим образом не нарушая внешний вид ни интерьера, ни экстерьера собора. Для достижения этих целей был создан проект автономного энергоцентра, который обеспечит здание собора необходимым количеством тепла, охлаждения, вентиляции и электроэнергии.

Одним из последних трудоемких этапов реставрационных работ была укладка полов.

Реставрация колокольни

Реставрация памятника архитектуры регионального значения XIX в. собора Рождества Пресвятой Богородицы предполагала проведение реставрационных работ объектов, исторически неотделимых от храма. Вторым по значимости после собора памятником стала колокольня, построенная в 1887 г. по проекту архитектора Войска Донского А.А. Кампиони. В 1942 г. в целях маскировки колокольня частично была разрушена - снесены 3-й и 4-й ярусы. В 1948-1949 был разобран второй ярус. Восстановление колокольни по проекту Ю.Н. Солнышкина продолжалось с 1991 по 1999 г.

009.jpg

Несмотря на то, что к 2013 году прошло всего 14 лет после строительства колокольни, при ее обследовании была обнаружена значительная деформация грунтового основания колокольни, повреждения несущих конструкций в виде трещин в арках яруса первого звона, дефекты и повреждения элементов отделки. В результате было принято решение о проведении комплекса фундаментальных работ по усилению несущих конструкций и стен колокольни и их реставрации. Работы были начаты в 2017 г. На протяжении двух лет были усилены несущие конструкции стен, проведено инъектирование трещин и пустот, покрыты металлом карнизы и выступающие декоративные элементы колокольни, оштукатурен и окрашен фасад, смонтировано декоративное освещение.

Особой страницей в реставрации колокольни собора было создание часов. Исторические часы, “пожертвованные городом” были уничтожены во время разрушения колокольни в 1942 г. Никаких сведений об их устройстве и принципах работы не сохранилось. Новые часы были спроектированы старостой собора П.В. Колобаевым. Благодаря механизму часов каждые 30 минут раздается бой, а каждый час звучит колокольный звон.

010.jpg

Событием, которому особенное значение придавал митрополит Меркурий, было восстановление звонницы собора. Работа над проектами началась в 2014 г. и была завершена в сентябре 2015 г. Отлив колоколов был начат в январе 2016 г. на “Колокололитейном заводе братьев Шуваловых”  г. Тутаев Ярославской области. Общий вес колоколов составил 34 т 134 кг. Вес самого большого колокола, получившего имя “Первосвятитель” -16,4 т. Колокола были подняты на колокольню в сентябре 2019 г.

Реставрация Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, проходившая в 2013-2019 гг., стала историческим событием, аналогов которому Юг России не знал на протяжении всей истории. Это выразилось и в удивительном единстве жителей Ростова-на-Дону и Ростовской области, внесших на проведение реставрационных работ посильные пожертвования, и в комплексе исследований, ранее не проводившихся в соборе, и в применении новейших технологий, задачей которых стало сохранение памятника архитектуры.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать