По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Святыни собора

Распечатать
Донская икона Божией Матери
001.jpg

Одной из самых почитаемых святынь Донской земли с 2015 г. стала Донская икона Божией Матери. Эта икона была издавна дорога казачеству - в старинной станице Раздорской до 1960-х гг. стоял великолепный храм в честь этой иконы. В ее же честь была освящена домовая церковь атаманов Ефремовых, в 1836 г. пожертвованная их потомками учрежденному Ефремовскому девичьему монастырю в станице Старочеркасской. В трагичные 1920-1980-е гг. один из этих храмов был закрыт, а другой уничтожен. Но историческая память не была утрачена. С 2014 г. началась скурпулезная работа по возвращению Донской земле чтимой иконы. Прежде всего, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) и духовенство Ростовской-на-Дону епархии стали ежегодно проводить крестные ходы со списком Донской иконы Божией Матери по реке Дон из Ростова-на-Дону в Старочеркасский монастырь, где совершали литургию и молебное пение. По ходатайству Архиерейского совета Донской митрополии для Донской земли празднование памяти почитаемой иконы было назначено на первое воскресенье после 1 сентября.

После того как была положена традиция празднований, встал вопрос о возможности принесения на Дон чудотворного образа, хранящегося в Третьяковской галерее. Однако, это желание оказалось невыполнимым по причинам технического характера, связанным с особенностями хранения иконы.

Следующим этапом стало воплощение идеи о создании копии Донской иконы Божией Матери, на что было получено благословение Святейшего патриарха Кирилла.

После этапа предварительных переговоров с дирекцией Третьяковской галереи началась трудоемкая и неординарная работа. Прежде всего была выяснена история создания иконы. Прославленный образ Божией Матери, получивший именование “Донская” в связи с преданием о чудесной помощи, дарованной через него войскам Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 г., впервые упоминается в летописных источниках, датированных 1552 г. В этом году перед Донской иконой Божией Матери молился в Успенском соборе Коломны царь Иоанн IV Грозный, собираясь в поход на Казань. Между 1552 и 1563 гг. Донская икона Божией Матери была перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля, где ее разместили в иконостасе. В 1563 г. икона сопровождала русские войска в Ливонском походе. В 1591 г. в память об избавлении Москвы от войск крымского хана Кызы-Гирея в Москве был основан Донской монастырь, получивший свое именование во имя Донской иконы Божией Матери. В 1598 г. этой иконой был венчан на царство Борис Годунов.

Согласно традиции, с образа Донской иконы Божией Матери делались списки. Первый известный список был выполнен в конце XIV в. Феофаном Греком. Второй - в 1668 г. Симоном Ушаковым. Этот список до революционных потрясений первой трети XX в. находился в Малом соборе Донского монастыря. С 1930-х гг. все три списка пребывают в Государственной Третьяковской галерее.

На втором этапе создания точной копии Донской иконы Божией Матери были приняты решения о исполнителях написания иконы, проведении исследований подлинника и определения основных принципов создания копии. В отношении первого вопроса постановили, что икона будет написана художниками художественно-реставрационных мастерских Данилова монастыря (Москва) под руководством иеромонаха Алексия (Завидонского) под патронажем Государственной Третьяковской галереи и Министерства культуры РФ. Копию иконы выполняли художник-иконописец Наталия Евгеньевна Мельникова и художник-реставратор Ольга Робертовна Мигиль. Оклад для копии иконы создавали помощник руководителя мастерских Николай Львович Лебедев и ювелиры Сергей Викторович Шкляр и Олег Леонидович Левен.

В результате двухлетней работы иконописцам удалось полностью повторить не только сложнейшую иконографию, но и достигнуть полного подобия колористического решения. Помимо художественных особенностей были повторены следы исторических изменений: потертости, вставки и другие мельчайшие особенности иконы.

Особенным событием было воссоздание оклада иконы, утраченного в 1812 г. при взятии Москвы Наполеоном, и ризы, пропавшей в годы революции.

Для копии Донской иконы Божией Матери также была создана специальная климатическая витрина (капсула) с регулируемой температурой, предназначенная для ее защиты от внешних воздействий.

После завершения работ, 21 апреля 2015 г., в храме-музее свт. Николая в Толмачах состоялось освящение созданной копии Донской иконы Божией Матери митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием.

Донская икона Божией Матери

6 мая 2015 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ростов-на-Дону был торжественно доставлен точный список Донской иконы Божией Матери. Икона была доставлена крестным ходом на площадь перед кафедральным собором, где состоялся торжественный молебен при огромном стечении народа.

Прибытие Донской иконы Божией Матери в Ростов-на-Дону не стало завершением истории создания святыни. При содействии одного из благотворителей собора, вице-губернатора Рязанской области И.М. Грекова, наместником Свято-Ильинского мужского монастыря Виктором (Быковым), епископом Арцизским, викарием Одесской епархии, для молитвенного почитания в Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы был передан ковчег с частицей пояса Пресвятой Богородицы.

Митрополитом Меркурием было принято решение о том, что дарованная реликвия будет располагаться в нижней части Донской иконы Божией Матери. После Великого освящения Ростовского кафедрального собора митрополит Меркурий собственноручно поместил частицу пояса Пресвятой Богородицы в специально созданный на средства семьи Ивановых реликварий, который и был размещен иерархом в нижней части Донской иконы Божией Матери.

001.jpg

По благословению митрополита Меркурия перед Донской иконой Божией Матери ежедневно совершаются молебны с чтением акафиста духовенством Ростовской и Новочеркасской епархии.


Большой соборный мощевик
Большой соборный мощевик
Большой соборный мощевик
Большой соборный мощевик

История Большого соборного мощевика началась 26 мая 1998 г. Накануне празднования 1000-летия Крещения Руси состоялась передача Русской Православной Церкви нескольких мощевиков, хранившихся в Государственных музеях Московского Кремля. Акт передачи священных реликвий в Оружейной палате Московского Кремля подписали Патриарший Экзарх Западной Европы, Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) и директор Государственных музеев Московского Кремля Ирина Родимцева.

После обретения святынь, скрытых от верующих в годы лихолетья в запасниках Музеев Кремля, они были перевезены членами Священного Синода на торжественный молебен в патриарший Богоявленский собор. 27 июня 1988 г., накануне дня памяти св. равноап. великого князя Владимира, мощевик был перевезен в Ростовский кафедральный собор, где прошли торжества по случаю 1000-летия Крещения Руси. В 1990-е гг. по благословению архиепископа Пнтелеимона (Долганова) для святыни был изготовлен деревянный резной мощевик, куда были переложены мощи. В 2012 г. митрополитом Меркурием было принято решение об изготовлении нового ковчега для мощей Большого соборного мощевика.

С 2014 г. начались работы по его изготовлению. В иконописных мастерских Палеха были написаны иконы святых, мощи которых хранятся в мощевике. Серебряный с позолотой оклад, изготовленный ростовским ювелиром Андреем Владимировичем Поройковым, создавался на средства ростовских приходов.

Освящение Большого соборного мощевика было совершено 14 января 2015 г. митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием в рамках официального открытия V ежегодной выставки-ярмарки “Дон Православный”. В 2019 г. ко дню Великого освящения собора Рождества Пресвятой Богородицы Большой мощевик был торжественно установлен с левой стороны от иконостаса в золоченом киоте.

Большой соборный мощевик
Таганрогский мощевик
Таганрогский мощевик
Таганрогский мощевик

В 2007 г. в Таганроге при разборе фундамента старинного здания был найден тайник. В нем хранились стеклянные медицинские банки, в которых находились деревянные пластины и бумажные свертки с реликвиями - частью Гроба Господня, частицей Животворящего Креста Господня и с надписанными частицами мощей святых:

свт. Василия Великого, прп. Феодосия Печерского, прп. Евфимия Великого, прпмч. Анастасия Персянина, мч. Димитрия Хиосского, мч. Трифона, св. прав. Симеона Богоприимца, мц. Агафиии, вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Антипы, епископа Пергамского, вмч. Георгия Победоносца, прмч. Евфимия Афонского, мч. Фалалея, равноап. царя Константина, прпмч. Пахомия Афонского, прп. Михаила, епископа Синадского, ап. Варфоломея, сщмч. Мефодия, епископа Патарского, бессребренника и чудотворца Космы Асийского, мученика и бессребренника Дамиана, в Риме пострадавшего, прп. Андрея Критского, мч. Кирика, прп. Макрины, равноап. Марии Магдалины, прпмц. Параскевы, првмч. Архидиакона Стефана, мч. Маманта, прп. Феоктиста Палестинского, мц. Минодоры, мц. Митродоры, сщмч. Дионисия Ареопагита, мч. Нестора, вмц. Параскевы, прпмч. Иакова Афонского, мч. Иакова Персиянина, прпмч. Стефана Нового, ап. Андрея Первозванного, вмц. Варвары, сщмч. Елевферия Римского, свт. Модеста Иерусалимского., мц. Анастасии Узорешительницы, прпмц. Евгении, прав. Иосифа Обручника.

Эксперты, исследовавшие ковчег с мощами, подтвердили подлинность найденных святынь. Также они выяснили, что до революции ковчег с частицами мощей находился на подворье Иерусалимского храма Таганрога. Святыня была дарована жителям Таганрога Иерусалимским патриархом Дамианом (Касатосом, 1848-1931) в память о пребывании в Таганроге и св. праведном старце Павле Таганрогском, которого патриарх считал своим духовным отцом. После революции след дара патриарха Дамиана был утерян.

Таганрогский мощевик

6 сентября 2015 г. в день празднования Донской иконы Божией Матери в Донском Ефремовском монастыре станицы Старочеркосской на тот момент временно исполняющий обязанности губернатора Ростовской области В.Ю. Голубев по просьбе благотворителей лично передал Донской митрополии обретенную святыню.

В 2018-2019 гг. по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия ростовскими мастерами фирмы ALMASS под руководством директора Алексея Владимировича Масса для святыни был изготовлен серебряный ковчег. К частицам мощей, найденным в таганрогском тайнике были добавлены частицы мощей святых, которые принес в дар епископ Армавирский и Лабинский Игнатий (Бузин):

свт. Феоктиста Новгородского, св. Симеона Верхотурского, прп. Антония Дымского, вмч. Димитрия Солунского, прп. Матфея Яранского, сщмч. Николая Попова, мч. Виктора Марсельского, свт. Димитрия Ростовского, свв. кнн. Василия и Константина Ярославских,  одного из 40 мучеников Севастийских, свт. Тихона Задонского, прп. Серафима Саровского, прп. Сергия Радонежского, св. прав. Павла Таганрогского, свт. Николая Чудотворца, св. вмч. Георгия Победоносца, блж. Василия Рязанского, юродивого, св. кн. Иулиании Ольшанской, свт. Феофана Затворника, сщмч. Макария, митр. Киевского, св. вмч. Пантелеимона, св. прав. Феодора Ушакова, св. Савватия Соловецкого, свт. Петра, митр. Московского, сщмч. прот. Иоанна Кочурова, прп. Нила Столобенского, сщмч. архиеп. Фаддея Тверского.

После проведения реставрационных работ Таганрогский мощевик был помещен в Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Таганрогский мощевик
Таганрогский мощевик
Таганрогский мощевик
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать