По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Строительство третьего и четвертого храма Рождества Пресвятой Богородицы

Распечатать
Строительство третьего и четвертого храма Рождества Пресвятой Богородицы

Третье здание

Через шесть лет после освящения перенесенного в Солдатский форштадт храма ростовское купечество решило построить новую деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Обращаясь 21 февраля 1787 г. за разрешением к архиепископу Екатеринославскому и Херсонеса Таврического Амвросию (Серебренникову), купец Михаил Наумов от лица купцов крепости Свт. Димитрия Ростовского обосновывал необходимость постройки тем, что церковь «не токмо по малости ея неудобна, но и в обветшалость пришла». К моменту обращения к правящему архиерею купцы уже заготовили для предстоящей постройки камень для фундамента, лес, железо и другие строительные материалы. Во время строительства нового храма по желанию купцов должны были продолжаться в старой церкви. Высокопреосвященнейший Амвросий дал просимое разрешение 5 марта 1787 г. Закладка храма состоялась 30 мая 1787 г. Ее совершил протоиерей Покровской соборной церкви крепости Свт. Димитрия Ростовского Иоанн Андреев «соборне» с другим духовенством. Пока строилась новая церковь, в 1787 г. на средства батальона крепости Свт. Димитрия Ростовского был построен деревянный кладбищенский храм во имя Всех Святых. С момента своего освящения он был приписан к церкви Рождества Богородицы. К 3 февраля1789 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен. Торжественное освящение, разрешенное архиепископом Амвросием еще 12 февраля 1789 г., состоялось 9 сентября 1789 г. Его совершил протоиерей Иоанн Андреев.

Новый храм радовал прихожан недолго. 27 декабря 1791 г. после совершения Божественной литургии церковь Рождества Пресвятой Богородицы «неизвестно от чего с церковной утварью и ризницей вся до основания сгорела». Прихожанам ничего не оставалось, как просить разрешения у епархиального начальства вернуться в старый храм, который стоял рядом со сгоревшей церковью.

Городская дума крепости Свт. Димитрия Ростовского приняла самое живое участие в судьбе храма Рождества Богородицы. Старая церковь была отремонтирована. После освящения нового храма она использовалась как мастерская, в которой во время ненастья производились работы для благоукрашения новой церкви. После завершения работ она «оставалась без всякого призрения, в ней окошка были разбиты». По просьбе думы обер-комендант крепости Свт. Димитрия Ростовского бригадир Михаил Афанасьевич Машков «снабдил старую церковь иконами, колоколами и всем потребным». Благочинный священник Григорий Гуликовский, освидетельствовавший старый храм, сообщил Мариупольскому духовному правлению, к которому он на тот момент относился, что церковь «оказалась во всем к священнодействию исправна… а равно и освященный престол с жертвенником и одеждою ничем не повреждены, одеты срачицами и одеждами». Поскольку вместе с церковью сгорел антиминс, дума просила выдать новый, для получения которого специально командировала в Екатеринослав купца Алексея Гуйвина. Преосвященный Амвросий резолюцией от 14 февраля 1792 г. благословил «выдать новый освященный антиминс в старую исправленную Рождество-Богородицкую церковь и дозволил, освятив ее по-надлежащему, отправлять в ней богослужение».

Четвертое здание. Каменная соборная церковь

Скорее всего, сразу после возобновления богослужений в старом храме ростовские купцы, заручившись поддержкой шестигласной думы крепости Свт. Димтирия Ростовского, приняли решение о постройке каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство должно было осуществляться на общественные средства, бывшие в распоряжении думы. К весне 1795 г. был заготовлен строительный материал и получено разрешение генерал-губернатора Екатеринославского наместничества П.А. Зубова, к ведению которого относилась крепость. Вместе с церковью дума планировала построить городовой дом, лавки «и прочее в выгодности употребления суммы». 13 апреля 1795 г. уполномоченный купеческого общества крепости Свт. Димитрия Ростовского, голова городского поселения Михаил Прокофьевич Наумов обратился к высокопреосвященному Гавриилу (Банулеску-Бодони), митрополиту Екатеринославскому и Херсонеса Таврического. В прошении он ходатайствовал о благословении «на заложение церкви, кому заблагорассудите, и о сем учинить милостивую резолюцию». Разрешение митрополита Гавриила было дано в день обращения, т.е. 13 апреля 1795 г.

Закладка каменного храма, совершенная протоиереем Иоанном Андреевым «соборне, по надлежащему церковному чиноположению», состоялась 10 июля 1795 г. На месте строительных работ был водружен крест. В сообщениях формулярных ведомостей церкви Рождества Богородицы окончание постройки каменного храма с колокольней и деревянным куполом датировано 1795 г.

В 1797 г. последовало знаковое событие как для крепости Свт. Димтирия Ростовского, так и для церкви Рождества Пресвятой Богородицы, определившее их будущность. В этом году волей императора Павла I был образован Ростовский уезд, и крепость Свт. Димитрия Ростовского получила статус уездного центра, именовавшегося «Ростов». Изменение статуса заставило прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы задуматься о постройке нового храма. В 1808 г., вероятнее всего по заказу ростовских купцов, был составлен проект каменной однопрестольной церкви. Кто был автором этого проекта и почему храм не был построен, история сведений не сохранила.

В соответствии со штатным положением об уездных городах и в связи с «умножением прихожан» в 1810 г. церковь Рождества Пресвятой Богородицы была переименована в «соборную» «с утверждением при ней одного протоиерея, двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей». Скорее всего, не последнюю роль в получении этого статуса сыграло то обстоятельство, что с 1806 г. соборная Покровская церковь крепости Свт. Димитрия Ростовского была переведена в ведение военного обер-священника и стала выполнять функции «военной» церкви, утратив именование «собор».

В 1812 г. в однопрестольной церкви Рождества Пресвятой Богородицы был освящен второй престол во имя Преображения Господня. Обстоятельства, заставившие протоиерея Григория Щербинского с клириками и старостой собора обратиться в Ростовское духовное правление и Екатеринославскую духовную консисторию, сегодня остаются неизвестными. Можно лишь предположить, что устройство второго престола было не в последнюю очередь связано с получением статуса «собора». В указе Екатеринославской духовной консистории, датированном 17 сентября 1812 г., также весьма неопределенно пояснялось, что разрешение выдано консисторией «во уважение» к причинам, изложенным в доношении протоиерея Григория Щербинского и клириков храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Поскольку храм был маленьким, престол во имя Преображения Господня был устроен на хорах.

Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы не отапливалась в зимнее время, поэтому в углу церковной ограды была построена каменная «теплая» церковь во имя Трех Святителей. В четырех комнатах нижнего этажа храма до 1835 г. размещалось Ростовское уездное духовное училище. На церковном подворье, а также «в углу ограды» были построены два двухэтажных каменных флигеля. В них помещались духовное правление и воспитанники училища, обучавшиеся за счет казны. В нижнем этаже флигелей располагались три лавки, которые сдавались в аренду. В 1840-х гг. эти помещения занимали Ростовское духовное правление, причетники и церковные сторожи. Одна из лавок в нижнем этаже использовалась для продажи свечей, а две сдавались в аренду.

Источник: Шадрина А.В. Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. История // Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2020.- 400 с.


18 мая 2022 г.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать