По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Выбор проекта К.А. Тона для нового храма

Распечатать

Южный город, имевший удачное географическое положение, быстро развивался. В 1845 г. был высочайше утвержден новый городской план Ростова, включивший в черту города земли упраздненной крепости Свт. Димитрия Ростовского и поселок при Богатом Колодезе. Утверждение городского плана совпало с началом ходатайств о постройке новой соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Необходимость строительства была обусловлена не только преображением быстро растущего города, но и значительно увеличившимся числом прихожан, которые не могли разместиться в церкви во время воскресных и праздничных богослужений. История не оставила свидетельств о том, кто был инициатором строительства и кто выбирал проект будущего величественного храма. Скорее всего, инициатива, как и прежде, принадлежала купцам, которые вошли в Попечительский совет по постройке соборной церкви. Исследователь ростовской старины И.Я. Александров называет следующие имена, повествуя о «строителях» собора:

  • Федор Михайлович Нефедов (ум. 18 октября 1852 г.)
  • протоиерей Григорий Щербинский (ум. в 1855 г.)
  • Козьма Григорьевич Крамаренко (ум. 10 мая 1855 г.)
  • Семен Николаевич Кошкин (ум. 21 июня 1882 г.)

Вероятно, именно эти люди взяли на себя все заботы о том, как должен выглядеть будущий собор и на какие средства он будет возведен. На их же плечи легли труды по получению разрешения на строительство храма.

Поскольку аргументы, заставившие членов Попечительского совета избрать в качестве образца для возведения собора проект выдающегося русского архитектора Константина Андреевича Тона, остаются неизвестными, обратимся к событиям, которые могли оказать влияние на их выбор.

В начале 1830-х гг. особенную популярность начали приобретать работы выпускника Императорской академии художеств, впоследствии ее ректора и академика архитектуры Константина Андреевича Тона. После окончания Академии, заграничной командировки и приобретения званий члена Академии св. Луки (1821), профессора Флорентийской академии (1822) и члена-корреспондента Римской археологической академии (1823) 18 февраля 1828 г. повелением императора Николая I, уделявшего большое внимание градостроительству и архитектуре, он был «причислен к кабинету Его Величества». Первым проектом, созданным и воплощенным Тоном, принесшим ему славу выдающегося архитектора и смелого инженера, была перепланировка и перестройка конференц-зала, присутственной комнаты, бухгалтерии и архива Императорской академии художеств.

Выбор проекта К.А. Тона для нового храма.jpg

Слава выдающегося церковного архитектора, сопровождавшаяся особой милостью Николая I, пришла к Тону после представления проекта церкви св. мц. Екатерины у Калинкина моста в Санкт-Петербурге. Этот храм полностью удовлетворил изысканному вкусу императора, «желавшего видеть… не повторение шаблонных архитектурных форм, употреблявшихся дотоле в сооружениях этого рода, а нечто новое, более гармонирующее с духом православия». Именно эта гармоничность, сочетавшая в себе пропорции классицизма и «изящные детали оформления барокко», нашедшие новое выражение в возвращении к истокам русской архитектуры, получила название нововизантийского стиля.

Поскольку, по мнению императора Николая I, храмы, построенные по проектам К.А. Тона, были образцовыми, нововизантийский стиль в храмовом строительстве не только утвердился, но и широко распространился. В этом стиле были созданы все выдающиеся памятники К.А. Тона, которыми украсились на протяжении 1830-1880-х гг. Санкт-Петербург, Москва и другие города Российской империи. В связи с востребованностью проектов в 1837 и 1844 гг. в Санкт-Петербурге был опубликован альбом «Церкви, сочиненные архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Императорской академии художеств Константином Тоном». Именно этот альбом, скорее всего, и стал источником, из которого был избран проект ростовского собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Одной из предпосылок обращения ростовских купцов к проектам К.А. Тона было торжественное совершение закладки в 1839 г. в Москве самого монументального творения зодчего – храма Христа Спасителя. Его строительство, безусловно, имевшее идеологическую составляющую, стало для россиян и окончательным утверждением «правильности» нововизантийского стиля в церковной архитектуре, и утверждением безусловности авторитета его создателя.

В 1837 г. в Санкт-Петербурге по проекту Тона началось строительство церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка. Пятиглавый каменный храм имел три престола. Как отмечал в 1883 г. А. Ялозо, проект этого храма сразу после его создания стал считаться «типом всех сооружений, созданных Тоном и составивших эпоху в области нашего церковного зодчества».

Через три года после освящения церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка купечество г. Ростова начало ходатайство о постройке соборного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первый этап ходатайств предполагал наличие проекта будущей церкви. В соответствии с представлениями купцов имевший статус собора храм должен был сочетать в себе обширное пространство, величественность, красоту формы, которые сделали бы его даже визуально центром развивающегося города. Удовлетворяющим перечисленным оказался проект Введенской церкви лейб-гвардии Семеновского полка. Однако до выбора этого проекта ростовские купцы, согласно легенде, до сегодняшних дней любимой ростовчанами, проделали немалый путь.

Легенда повествует о том, что за проектом для своего собора ростовские купцы обратились к К.А. Тону, желая построить церковь, подобную храму Христа Спасителя.

Выбор проекта К.А. Тона для нового храма 2.jpg

Обращение ростовских купцов к именитому архитектору могло быть вполне вероятным. Также можно предположить, что, озвучив стоимость постройки храма Христа Спасителя, К.А. Тон, скорее всего, сразу заставил купцов отказаться даже от мысли о возведении подобного храма ввиду чрезвычайной его дороговизны. Вполне вероятным могло быть и предложение К.А. Тона выбрать проект будущего храма из альбома «Церкви, сочиненные архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Императорской Академии художеств и членом разных иностранных академий Константином Тоном».

Если развивать логику ростовской легенды, то можно предположить, что прославленный зодчий, чрезвычайно плодотворно работавший над проектами, заказанными императором Николаем I, порекомендовал ростовцам в качестве архитектора, который мог подготовить образцовый проект к постройке и составить смету, Александра Сергеевича Кутепова, служившего архитектором Московского колымажного двора и Бронницкого конного завода. Источники не сохранили сведений о том, что К.А. Тон мог быть знаком с А.С. Кутеповым. Однако работы прославленного архитектора по строительству Большого Кремлевского дворца в Москве вполне могли стать поводом для знакомства двух мастеров. Имя А.С. Кутепова как архитектора, создавшего проект соборной церкви для Ростова-на-Дону, основанный на чертежах К.А. Тона, встречается в отчетах Императорской академии художеств за 1845-1846 гг.

Имя А.С. Кутепова сегодня практически забыто, но память о нем сохранилась благодаря собору Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону. Несмотря на следование типовому проекту К.А. Тона, архитектура собора обладает индивидуальными чертами, внесенными в проект А.С. Кутеповым.

Источник: Шадрина А.В. Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. История // Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2020.- 400 с.


1 июня 2022 г.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать