По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Собор Архангела Гавриила

Распечатать
2022-07-26-00-00 1.jpg

Поводом к празднованию Собора Архангела Гавриила вторично в июле послужило освящение в XVII веке храма, построенного в честь этого Архангела в Константинополе. Первое празднование Собора архангела Гавриила – 8 апреля, на следующий день после  Благовещения Пресвятой Богородицы, так как именно Гавриил был избран Господом, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия.

Из Священного Писания и Предания известны его многочисленные явления ветхозаветному и новозаветному человечеству. Он вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия. Возвещал пророку Даниилу о грядущих судьбах еврейского народа. Священнику Захарии явился в алтаре с вестью о разрешении от неплодства его престарелой жены Елисаветы и о будущем рождении сына, Предтечи Господня – Иоанна Крестителя, а за высказанное им недоверие связал язык его немотой до дня исполнения грядущего. Принес весть престарелым Анне и ее постившемуся в пустыне мужу Иокиму о рождении у них дочери, от века избранной Матерью Мессии, грядущего для спасения рода человеческого, а потом неотступно пребывал со святой Отроковицей в Иерусалимском храме, охраняя Ее во все время земной жизни. Возвестил Пресвятой Деве зачатие Сына Божия осенением и действием в Ней Духа Святого. Объяснил во сне Иосифу Обручнику, что Отроковица осталась невинной, ибо Зачатое в ней от Духа Святого, а позднее предупредил о замыслах царя Ирода об убиении младенцев возрастом до двух лет и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Возвестил стерегущим свои стада пастухам о рождении в Вифлееме Господа. Укреплял молящегося в Гефсиманском саду Господа перед Его страданиями. Благовестил мироносицам, сидящим на камне у гроба Господа, о Его воскресении. Возвестил Пресвятой Богородице, горячо молившейся на горе Елеонской, о приближении Ее успения и о переселении на небо, дав Ей светлую райскую ветвь.

Гавриил, имя которого означает «Крепость Божия», в сонме ангелов занимает второе место после Архистратига Михаила, являясь провозвестником и служителем Всемогущества Божия в деле служения человеческому спасению, раскрытия людям смысла пророческих видений и хода событий.

2022-07-26-00-00 2.jpg

Согласно православному вероучению, Бог сотворил (Быт. 1:1) вначале небо – невидимый, духовный мир, затем землю – видимый мир, материю, физическое начало. Ангелы, составляющие духовный мир, безсмертны, сохраняют свой изначальный вид, обладают независимой волей, разумом, возможностями, способностями и силами, значительно превышающими человеческие. Их природа духовна, они бесплотны, не имеют пола, не нуждаются в материальной пище и отдыхе. Чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе, Бог не Сам лично является людям, а доверяет своим ангелам донести Свою волю.

В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: слово «ангел» в переводе с греческого – «вестник». Они возвещают людям волю Божию, играют важную роль в человеческой жизни и в мировой истории. Ангелы часто описываются в Библии. У врат рая стоял Херувим с огненным мечем. Патриарх Иаков видел лестницу, по которой спускались и поднимались ангелы Божии, пророк Исайя – Серафимов в храме. Ангелы неоднократно упоминаются в книге Псалмов пророка Давида. Апостола Петра из темницы вывел ангел. В книге Откровения многократно говорится об ангелах, исполняющих волю Божию.

Ангелы исполняют Суды Божии. Таковы разрушение городов Содома и Гоморры (Быт.19), ночное истребление воинов в стане царя Ассирийского (4Цар.19:35), смертность евреев от моровой язвы во время жатвы пшеницы (1Цар.24:15-17), поражение смертью царя Ирода (Деян. 12:23). Ангелам предстоит принять непосредственное участие в день Страшного Суда и свидетельствовать о жизни и делах каждого человека – праведного или неправедного. 

Древняя Церковь на Лаодикийском Соборе в середине IV века утвердила почитание ангелов как служителей Божиих и охранителей человеческого рода (35 правило). Служение ангелов Богу состоит в выполнении Его повелений и в Его славословии, служение людям – в их охране, руководстве, спасении, подкреплении. 

По учению Православной Церкви все ангелы делятся на три лика, каждый из которых подразделяется еще на три соответственно степени приближенности к Богу и типу служения. Первый лик, высшую иерархию, составляют: Серафимы (наиболее приближенные к Богу, пламенеющие любовью к Своему Создателю и побуждающие к этому других), Херувимы (излияющие премудрость, просвещение для истинного Богопознания), Престолы (служащие правосудию Божию, на них восседает Господь Бог, верша Свой суд). Второй лик, средняю иерархию, составляют: Господства (наставники в мудром управлении поставленных от Бога земных властей, помощники укрощать страсти, владеть ими), Силы (властны совершать чудеса и ниспосылать эту благодать праведникам и угодникам Божиим, укреплять людей в терпении, в несении послушаний, дарующие духовную крепость и мужество), Власти (властны укрощать силу диавола, отражать от людей бесовские искушения, помогать в борьбе с злыми помыслами, повелевать стихиями). Низшая иерархия включает: Начала (вправе повелевать законами вселенной, природы, оберегать народы и страны, учащие начальствующих трудиться ради чести Божией и пользы ближних, а не для личной славы и выгод), Архангелы (начальники ангелов, провозвестники и учителя человеку воли Божией, Божьего Откровения, открывающие тайны веры, укрепляющие святую веру), Ангелы (наиболее близки к человеку, провозвестники намерений Божьих, проводники Его воли, хранители верующих от падений, восставляющие падших, готовые помочь желающим получить помощь).

К лику Ангелов относятся и ангелы-хранители, поставленные Господом к каждому человеку во время Святого Крещения, имена которые нам неизвестны, и невидимо находящиеся при человеке на протяжении всей его жизни. Их задача – способствовать спасению подопечного, быть наставниками в духовной борьбе со страстями и искушениями, покровителями. Они охраняют души и тела подопечных, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, а после смерти отводят души окончивших земную жизнь в вечность. У городов и целых государств есть ангелы-покровители, которые никогда не враждуют, даже если государства воюют между собой, и молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.

В широком смысле словом «ангел» называется представитель любого чина вообще. Молитвенное призывание ангелов основывается на том, что они возносят молитвы людей к престолу Божию ( Откр.8:3), служат спасению людей, радуясь и об одном кающемся грешнике ( Евр.1:14, Лк.15:10). В домашних молитвах обращаются к своему ангелу-хранителю ежедневно утром и вечером, при подготовке ко Святому Причащению, к архангелам – для получения помощи в разных ситуациях.

Архангел Гавриил воспоминается и прославляется на праздничном богослужении в песнопениях:

Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твами огради́ши нас/ кро́вом крилу́ невеще́ственныя твоея́ сла́вы,/ сохраня́я нас, припа́дающих приле́жно и вопию́щих:/ от бед изба́ви нас,// я́ко чинонача́льник Вы́шних сил.

Небесных воинств  Архистратиг, непрестанно молим тебя мы, недостойные, чтобы ты оградил нас твоими молитвами под кровом крыл невещественной твоей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавь нас, как начальник Вышних Сил!» (тропарь).

Пресве́тлыя и Честны́я, и Вседе́тельныя,/ пренеисче́тныя и стра́шныя Тро́ицы,/ ты еси́, Архистрати́же, сла́вный служи́телю и моли́твенниче,/ ны́не непреста́нно моли́/ изба́витися нам от вся́ких бед и мук, да зове́м ти́:// ра́дуйся, покро́ве рабо́м твои́м.

Пресветлой, и досточтимой, и всемогущей, непостижимой и страшной  Троицы ты, Архистратиг славный, служитель и молитвенник. Ныне непрестанно моли об избавлении нас от всяких бед и мук, дабы нам взывать тебе: «Радуйся, покров рабам твоим!» (кондак).

26 июля 2022 г.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать