По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Слово в Ростовском кафедральном соборе по окончании Божественной литургии в Неделю о Страшнем суде

Распечатать
2024-03-11-00-00-Слово в Ростовском кафедральном соборе по окончании Божественной литургии в Неделю о Страшнем суде.png

Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельский отрывок, в котором Господь наш Иисус Христос рассказывает о том, как будет происходить Страшный суд. Безусловно, Церковь не пытается каким-то образом запугать нас или привести в трепетный ужас от осмысления того последнего дня, когда придет Господь, положив предел существованию этого видимого мира, открыв перед нами новую книгу жизни, в которую одни люди будут вписаны, как сказано в сегодняшнем Евангелии, по правую сторону, на страницах с именами праведников, а другие станут по левую сторону, с людьми согрешившими.

Но давайте вместе с вами вспомним несколько последних воскресных дней, в которые Церковь подготавливала нас к грядущему Великому посту. Итак, читалось Евангелие о Закхее, неправедном мытаре и сборщике податей, который проявил недюжинную ревность и стремление ко встрече с Господом. И мы говорили с вами о том, что таковое желание встретить Христа является ключом для понимания того, что же такое, собственно, дни постного делания.

Далее Церковь предлагала нам притчу о мытаре и фарисее, напоминая о том, как нужно в посту молиться: не себя, свои труды и подвиги восхваляя, но более сосредоточиться на грехах, на неправдах собственной жизни. Мы слышали в качестве примера молитву мытаря, которую мы все хорошо знаем, от которой этот человек, как сказано в Евангелии, вышел оправданным из храма: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (Лк., 18:13).

Наконец, мы вспоминали притчу о двух сыновьях, что чаще всего именуется притчей о блудном сыне. В ней рассказывается о любящем отце, который терпеливо ждал возвращения своего заблудшего чада, и который даже не вынес ровным счетом никакого осуждения ему после долгой разлуки.

А сегодня мы слышали повествование о Страшном суде Божием. У всех евангелистов в той или иной степени говорится об этом последнем дне. Но если мы внимательно посмотрим на страницы Священного Писания, то нигде не увидим в них этого словосочетания «Страшный суд». Говорится о суде, о Втором Пришествии, о последнем дне, но нигде не упоминается именно эта формулировка, что стала названием для этого дня. Но, видимо, не случайно Церковь так именует этот последний день, дабы в контексте евангельских повествований, предшествовавших в последние недели, сказать еще нечто крайне важное в период подготовки к посту.

О чем же думает Церковь, предлагая нам это повествование? Надо начать с ответа на вопрос, что же такое страх? Страх – это природный инстинкт человека, что проявляется еще с детства; он может быть как полезным, так и вредным. Полезный страх возникает обычно от опыта человеческой жизни, когда он, предвидя некоторые неприятные события, удаляется от них. И мы знаем, как человек, который ведает силу огня или какой-либо стихии, могущей разрушить жизнь, удаляется от источника этой стихии. Но бывает страх и другой, когда человек придумывает себе некоторые обстоятельства, которых в реальности не существует; и тогда страх становится болезненным, возникают так называемые «фобии».

Но как вообще к страху относится Церковь? С одной стороны, мы знаем, Господь говорит «не бойтесь, Я с вами!». А с другой стороны, мы читаем в текстах Писания такие, например, слова: «Начало премудрости страх Господень»(Притч., 1:7). Во многих отрывках и Ветхого и Нового Заветов страх становится похвальным, особенно когда мы говорим о страхе Божием. Безусловно, понять, чем является страх спасительный (тот, что способствует нашему духовному возрастанию), мы можем из опыта святых отцов. Так вот, они, размышляя о том, какой страх должен превалировать в человеческой жизни, говорят, что их существует два вида. Первый – страх за наказание: люди верят, что за преступлением неминуемо наступит наказание либо через действие Божие, либо своими собственными руками мы привлекаем к себе такие последствия наших же поступков. Святитель Николай Сербский говорит: «Безбожник боится скоропостижной смерти, вор — взломщика, убийца — меча, гордый — позора, похититель — голода, чревоугодник — болезни, клеветник — суда истины. То, чего так трепещет безбожник, и постигнет его». Казалось бы, чего тут бояться, ведь многие вещи в жизни можно совершать так, что об этом никто и не узнает?.. К сожалению, многие из нас так и рассуждают в последнее время, надеясь, что Господь с них не взыщет за их прегрешения, при этом боятся смерти, ведь не знают, что их ожидает за гробом. Но отсюда неволей возникает и ответ на вопрос: почему столь часто случаются вокруг столь внезапные, скоропостижные кончины? Да потому, что чаще всего люди не думают о конце своих дней, живя бездумно, не рассуждая!

Посмотрим с этой позиции на предстоящий Страшный суд. Страшен он становится потому, что, во-первых, мы боимся наказания, во-вторых, от того, что не знаем, каким именно будет это наказание, ведь Господь лишь условно говорит: «Пойдут сии (грешники) в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф., 25:46).

Таким образом, многие люди, вступающие на путь постного делания, перечисляя свои грехи, начинают ужасаться как раз-таки этой мучительной, жуткой участи, порой доводя себя до полного истощения, но при этом не обретая умиротворения. Однако те, кто всерьез рассуждают о загробной жизни, понимают, что, кроме Господа, никто наверняка не знает, избавимся ли мы от этой участи и по какую сторону от Бога мы окажемся.

И вот, для того, чтобы научить нас страху, который не будет испепелять наши души и не приведет нас в состояние духовного упадка, святые отцы говорят о втором его виде – это страх Божий. Отцы говорят, что он – совершенный, ведь это страх потерять любовь Бога. Но кто может ее по-настоящему потерять? – Лишь тот, кто почувствовал ее к себе хотя бы раз; кто хотя бы раз встретился с Господом; кто жил так, чтобы почувствовать в себе действие Божие. Как, например, Закхей. Или как блудный сын, что пришел в рассудок, после долгой разлуки решил возвратиться к отцу. Или как мытарь, что в своем истовом покаянии и сокрушении сердечном был оправдан Богом.

Вот, именно такие люди находятся на пути к встрече с Создателем. А она никогда не проходит для человека незамеченной; она делает такую серьезную отметину в человеческой душе, которую человек будет помнить всю свою оставшуюся жизнь: единожды встретившись с Богом человек никогда не забудет этой встречи! И не только потому, что она бывает такой яркой, а еще и потому, что такого человека Господь уже никогда не оставляет Своим присутствием. Такой человек отныне идет по жизни уверенно, ничего не страшась, ведь в сердце его отныне и впредь пребывает Спаситель Христос. А с Богом – нет места для страха, так как приходит понимание, что мы не одиноки, не брошены. И тогда, глядя в последний день жизни на вечность, мы можем, подобно древним христианам, воскликнуть: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр., 22:20). И тогда Страшный суд для нас будет не судом наказания, но судом радости; судом, на котором мы получим оправдание. Почему? Да потому, что Бог Сам Себя осудить не может; а коль Он в нас, то какое осуждение мы можем получить?! Ведь сказано в Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин., 5:24).

Иными словами, избежать вот этого Страшного судилища Божия можно лишь тогда, когда в нашем сердце поселяется Христос. Но как это возможно сделать? Ответ содержится так же в евангельском тексте, что читался сегодня за Литургией: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф., 25:35-36, 40). Будучи рядом с людьми в самых сложных обстоятельствах их жизни, помогая им – через это мы оказываем помощь Самому Богу!

Именно по добрым делам и по вере будет судить нас Бог. Не будет ни взвешивания наших грехов, ни их оглашения. Это лишь образы. Как сказал французский автор Жильбер Сесброн: «Мы бессознательно думаем, что Бог видит нас сверху — но он видит нас изнутри». Совесть наша – это и есть глаза Божии: она нас осуждает, и она же нас оправдывает; она всегда подскажет, что мы делаем правильно, а что – нет.

Из всех этих размышлений и складывается наше отношение к суду Божьему, с одной стороны, как к желанной встрече с Господом, к которой должна стремиться каждая христианская душа; а с другой – как к неизвестности, ведь мы не может ответить себе до конца на вопрос: не потеряли ли мы любовь Божию к себе, не оскорбили ли мы ее?

Медики, если человек находится при смерти, в то время, пока пытаются его реанимировать, говорят ему: «Не отводи от меня глаза, разговаривай со мной!». Потому что, когда «отключается» зрение, человек впадает в состояние, из которого его потом вывести крайне сложно. Так и сегодня к нам обращается Господь со страниц Священного Писания, как бы говоря: «Не отводи от Меня свой взор, всегда разговаривай со Мной, иначе потеряешься!». Вот основной посыл сегодняшнего евангельского чтения. «Очи мои всегда (обращены) к Господу», — говорит Давид (Пс., 24:15).

Так пусть этот Суд Божий в последний день – будет для нас днем желанным, потому что всю нашу жизнь мы проведем в беседе с Богом, глядя на Него, сохраняя Его незримое, но реальное присутствие в своем сердце. Аминь.

11 марта 2024 г.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать